30 декабря 2003 года

Рахманиновский зал МГК им. П.И.Чайковского

Йозеф Гайдн
и сыновья И.-С. Баха
Вена, Лондон, Гамбург

Оркестр

Pratum Integrum

на исторических инструментах

Дирижёр

(скрипка, Бельгия)

ПРЕМЬЕРНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

 

I отделение

Иоганн Кристиан Бах (1735 - 1782)

Симфония для оркестра g-moll соч.6 № 6 (ок. 1766)
Allegro
Andante piu tosto adagio
Allegro molto

Секстет для гобоя, скрипки, виолончели, пианофорте и двух валторн C-dur соч.3
[Allegro]
Larghetto
Rondo allegretto

Концертная симфония для гобоя, скрипки, пианофорте и виолончели с оркестром B-dur. (1781?)
Allegro
Adagio sostenuto
Rondo. Allegretto


II отделение

Йозеф Гайдн (1732 - 1809)

Симфония для оркестра № 26 d-moll "Lamentatione"(ок.1768)
Allegro assai con spirito
Adagio
Menuet

Карл Филипп Эмануэль Бах (1714 - 1788)

Концерт для клавесина и пианофорте с оркестром Es-dur Wq 47 (1788)
Allegro di molto
Larghetto - Presto


Солисты:

Cолист МГАФ, профессор
Алексей Любимов (пианофорте)

Лауреат международных конкурсов
Юрий Мартынов (клавесин)

Лауреат международных конкурсов
Ольга Мартынова (пианофорте)

Лауреат международных конкурсов
Сергей Фильченко (барочная скрипка)

Лауреат международных конкурсов
Павел Сербин (барочная виолончель)

Филипп Нодель (классический гобой)

Андрей Пискунов (классический гобой)

***

Сигизвальд КейкенПриезд в Россию Сигизвальда Кёйкена - знаменитого дирижера, выдающегося исполнителя на барочной скрипке - грандиозное событие для музыкального мира России. Впервые всемирно признанный эксперт в области старинной музыки (early music) сотрудничает с российским оркестром на исторических инструментах.
Сигизвальд Кёйкен (род. в 1944 г.) в 1964 г. блестяще окончил Брюссельскую консерваторию (Бельгия) по классу скрипки, получив Первый Приз. Впоследствии он отдает предпочтение барочной скрипке, самостоятельно овладевая искусством игры на старинном инструменте.
С 1971 г. начинается педагогическая деятельность С. Кёйкена в Гаагской Королевской Консерватории (виола да гамба и барочная скрипка), а затем в Брюссельской консерватории (барочная скрипка). В 1972 г. известный музыкант становится основателем оркестра на исторических инструментах La Petit Band, мгновенно завоевавшего признание и специалистов и любителей старинной музыки во всем мире.
Сигизвальдом Кёйкеном записано большинство камерных произведений И.-С. Баха, а всего, совместно с ведущими звукозаписывающими фирмами мира, им выпущено свыше 120 СD-альбомов, в которых он выступает и как дирижер, и как солист не только La Petit Band, но и других барочных оркестров, таких как Orchestra of the Age of Enlightement, The Kuijken String Quartet с участием его братьев Виланда Кёйкена (виола да гамба), Бартольда Кёйкена (траверс-флейта). Репертуар музыканта включает произведения А. Корелли, А. Вивальди, Ж.-Б. Люлли, Ж.-Ф. Рамо, И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя, К.-В. Глюка, Й. Гайдна, В.-А. Моцарта и многих других.

***

Говоря об уникальном наследии "музыкального" классицизма, чаще всего мы вспоминаем лишь имена великих "венцев", в то время как европейская музыкальная культура подарило миру множество талантливых композиторов и музыкантов.

Объединение в сегодняшней программе произведений Йозефа Гайдна и двух сыновей Иоганна Себастьяна Баха не случайно. Их творческие пути нередко пересекались. Они знали и высоко ценили музыку друг друга. Есть нечто объединяющее судьбы Иоганна Кристиана Баха и Гайдна - уроженцы центральной Европы, они оба провели немалую часть своей жизни в Англии, где заслужили любовь и почёт. В свою очередь "гамбургский" Бах - Карл Филипп Эмануэль, так же как и Гайдн, был ярким выразителем эстетики немецкого литературного движения "буря и натиск", задачей которого было "ошеломить, изумить, потрясти". В творчестве Й. Гайдна революционные для того времени идеи иррационального, субъективного начала в искусстве зазвучали на музыкальном языке Вены и Лондона.

Редко исполняемая соль-минорная Симфония И.-К. Баха (соч.6 № 6) - одна из самых ранних опубликованных симфоний, написанная в несвойственной "лондонскому" Баху манере "бури и натиска". В Москве эта уникальное по красоте произведение впервые прозвучит на исторических инструментах.

Секстет и Концертная симфония И.-К. Баха - были созданы специально для "лондонских" концертов, непременными участниками которых были друзья композитора. Прекрасное владение оркестровыми красками и концертатным полифоническим письмом позволило "лондонскому" Баху написать немало произведений для необычных сочетаний инструментов, где каждому отводилась своя значительная роль. Обе пьесы исполняются в России впервые.

Симфония "Lamentatione" относится к раннему периоду "симфонических опытов" Й. Гайдна. Её неповторимость заключена в редком использовании григорианских хоралов в чисто инструментальной музыке. Причина появления хоральной мелодии в качестве Cantus Firmus проста. Эта мелодия была с детства хорошо знакома слушателям, и они даже могли подпевать её во время исполнения Симфонии.

Концерт "гамбургского" Баха для клавесина и фортепиано, написанный композитором в последний год его жизни, опередил своё время: отдельные приёмы и элементы текста не могут не напомнить нам музыкальный язык современных композиторов-минималистов. Еще один авторский ход - своего рода "передача эстафеты" клавесином молоточковому фортепиано. Курьёзность ситуации ещё и в том, что перед нами не состязание уходящего в прошлое чембало с одной стороны и "прокладывающего путь в будущее" фортепиано с другой, а любовный дуэт достигшего высшей точки своего развития "совершенного" клавесина, и ещё "несовершенного" с точки зрения 80-х годов XVIII века молоточкового клавира.

П.Сербин

©2003-2013 ЗАО "Музыка Массам"